Давно хотел вот о чем поговорить. Есть такая штука, как "долгосрочный стыд" - так я это называю. А есть - его непризнание. Причем как в бытовом, так и в религиозном контексте. читать дальше То есть, многие люди о небезупречном или сомнительном (что не всегда факт, но это другой разговор) действии в прошлом - говорят "я стыжусь этого" или "я испытываю стыд за это" в настоящем времени, даже если это было до черта лет назад, давно уже принесены всевозможные извинения и все, что можно было исправить - исправлено. (Если вообще было, что!) Типа, если стыдишься чего-то, то стыдишься всю жизнь или, как минимум, долго. И православная церковь порой туда же: если мол, каешься, то надо долго и крепко стыдиться, терзаться и сокрушаться о содеянном, надо "всю жизнь каяться" типа (во всяком случае, дня точно мало). Неужели все должно быть обязательно так, чтобы человек мог не считаться моральным уродом? Анону кажется, что нет. Более того, анон морально "родом" из совсем других христиан - евангельских (это к чему православная церковь была в начале). И у нас считается, что одна из ценностей покаяния как раз - освобождение от стыда и угрызений совести на тему содеянного. Вообще, сразу, напрочь и с полным правом. Да, был неправ в каких-то действиях. Да, приходится признать, что был неправ. Но после принесения покаянной молитвы Богу ты совершенно прощен. Да, она должна быть искренней. Она вполне может теми еще слезами сопровождаться (сам видел). Естественно, если ты искренне раскаиваешься, ты попытаешься и обратить вспять нехорошие практические последствия своих действий. Но при этом после покаяния, как единовременного и быстрого процесса "да, зря я это сделал, прости, Господи, постараюсь больше не и исправить то, что уже" - ты, слава Богу, имеешь право быть таким же довольным собой, как если бы твоих действий не было в принципе. Вообще. В истории. Ты все равно, что никогда ничего не совершал, и имеешь право относиться к себе соответственно. Таким образом, православное покаяние - во многом противоположность покаяния евангельских христиан. И с последней точки зрения выглядит... ну, примерно, как поведение ребенка, который получил замечательный подарок на Рождество, но стесняется им пользоваться до конца, в хвост и в гриву - мол, не очень-то заслужил. Бандит, покаявшийся в рамках православия, будет говорить: "Я виновен. Я совершил, собака, то, что совершил как бандит. И должен быть теперь как минимум скромен до конца своих дней, если не хочу считаться мразью, а уж по отношению к жертвам и их родным - точно тише воды, ниже травы". А тот, что в рамках евангельского христианства : "Смотрите, вот таким вот я был чмом! А покаялся и стал христианином! Давайте порадуемся вместе за меня, что Бог меня вывел из статуса чмошного бандита в статус христианина?" Такой вполне может откровенно самолюбоваться и ни у кого это не вызовет ни тени сомнения в его раскаянии. Он же собой-нынешним любуется, а не тем бандитом. Таки да, одно и то же ФИО до и после генерального покаяния в прошлой греховной жизни - считаются все равно, что разными людьми. Некоторые евангельские общины даже более всего любят козырять именно экс-бандитами, надыбанными миссионерами порой прямо на зоне, как доказательством величия Бога. Если экс-бандит толкнет в трамвае вдову кого-то, убитого им в своей бандитской жизни десять лет назад - то люди с православным пониманием покаяния будут считать, что он не раскаялся. А с евангельско-христианским - его раскаяние обесценено не будет. Потому что вышеописанный процесс, которым является покаяние евангельско-христианское - таки имел место и все прекрасно знают, что имел. А раз имел - грехи вычеркнуты из истории. Толчок в адрес вдовы - оценивается как "повел себя невежливо по отношению к ближнему". Но вовсе не как "вот же позволил себе, мудила, еще и повести себя невежливо по отношению к жертве, которой мужа лишил, на минуточку, вообще говно собачье!" - в последнем он давно уже раскаялся, а, значит, все равно что не лишал. Ну, а теперь давайте обсудим: Кому какое понимание темы стыда и покаяния ближе?
Евангельское более здравое. Но это я понимаю умом. А на уровне эмоций я и чужие, и свои косяки помню дофига лет и не умею ни себе, ни другим прощать до конца, потому что перфекционизм(( или ты безупречен и не косячишь вообще никогда и ни в чём, или как тебя вообще земля носит ><
православная церковь порой туда же: если мол, каешься, то надо долго и крепко стыдиться, терзаться и сокрушаться о содеянном, надо "всю жизнь каяться" типа (во всяком случае, дня точно мало) Ну вообще-то нет, есть исповедь, на которой ты каешься в конкретных грехах, и тебе они отпускаются (= прощаются). Есть даже такая концепция, что если ты покаялся на исповеди действительно искренне и откровенно, рассказав в подробностях свои грехи, то ты даже физически должен и можешь ощутить заметное облегчение сразу после исповеди.
Если же ты каешься не просто в грехах, а в преступлениях, типа например в убийстве, то священник помимо отпущения грехов также велит тебе пойти и понести наказание в соответствии с государственными законами, то есть искупить свою вину. Но стыдиться и мучиться всю жизнь - этого никто не требует.
Другое дело, что человеческая душа - сама по себе вещь слишком сложная, чтобы легко и просто все забыть и начать по новой. А православие (да и вообще христианство) построено на идее того, что человек в принципе грешен, всегда и постоянно. Поэтому покаявшись в одном, он непременно в ближайшем будущем совершит еще множество всякого другого, чего тоже нужно стыдиться и в чем нужно будет потом каяться. Ну и вообще, христианин постоянно осознает свое несовершенство на пути к далекому идеалу, поэтому стыд за свои косяки, не одни так другие - постоянный его спутник.
Если же ты каешься не просто в грехах, а в преступлениях, типа например в убийстве, то священник помимо отпущения грехов также велит тебе пойти и понести наказание в соответствии с государственными законами, то есть искупить свою вину.
А если тебя расстрелять должны по этим законам? Не самоубийство ли получается тогда - пойти и чистосердечно признаться? А если тебя посадят на десятки лет? Не потому, что это само по себе страшно, а - много ли добрых дел ты наделаешь, если проведешь десятки лет на зоне, где просто ходить в храм - не всегда возможно? И неужели священник верит, что можно провести столько времени среди зэчар и ни капельки не деградировать? Вообще, человек, имхо, по своей природе на такие вещи - страшный трус. Ему "лишь бы полегче да поприятнее" прямо-таки в биос прошито, как ни возражай против чье-то права на это в том или ином контексте. Поэтому, может и мудры единоверцы ТСа, что дают ему право этим трусом быть. В конце концов, не может же и не должен же христианин не понимать, что человек слаб, да и Бог таким тупым быть не может и не должен.
Евангельское, однозначно. То, что ТС описывает как "долгосрочное", что в православном, что в светском варианте - оно попросту токсичное. Вообще, современное РПЦшное православие мне кажется совершенно четко токсичной идеологией, уж не знаю, как оно было/есть в контексте других времен и народов. На ислам променять - и то не так уж страшно было бы, честно говоря. От ряда реакционных заморочек ислама РПЦ, да и народное православие, так-то недалеко ушли на самом деле. Но ислам хоть не хочет, чтобы люди поменьше жили морально на земле, поменьше радовались земному и, в общем-то, считали земную жизнь УГ и к УГ ее сводили. В отличие от глубокого ПГМ.
А если тебя расстрелять должны по этим законам? Не самоубийство ли получается тогда - пойти и чистосердечно признаться? Нет, причем здесь самоубийство. Если должны расстрелять, значит, так тому и быть - это часть искупления. Если посадят на десятки лет - тоже. Смысл покаяния не только в том, чтобы сказать "я виноват", но и принять все последствия своего поступка здесь, на земле. Кроме того, понесение наказания в земной жизни позволит тебе оправдаться перед Богом для жизни после смерти, а она для христианина гораздо важнее жизни земной. То есть, для настоящего христианина гораздо менее страшно должно быть отсидеть десятки лет в тюрьме на земле, чем отправиться в ад после смерти.
И неужели священник верит, что можно провести столько времени среди зэчар и ни капельки не деградировать? Ну это твой выбор и его последствия, если ты совершил преступление. Причем тут священник, он лишь помогает тебе разобраться с последствиями с религиозной точки зрения, но он не может их для тебя отменить. Не говоря уж о том, что с христианской точки зрения зэчары ничем не хуже любых других людей, а работа над собой и спасение души возможны в любой среде и любых обстоятельствах.
Прощает только бог, поэтому каяться можно хоть всю жизнь. По логике тс, он сам себе грехи отпускает, тут нет веры. Перед богом верующий кается, потому что любой грех - предательство бога. Каются не за ошибку, а за это предательство.
Вообще-то Иуда на весь библейский корпус только один, анон. Точнее, полторы Иуды - есть еще Петр, который кукарекнул, что ни к какому Иисусу он не имеет отношения, но он по слабости это сделал, а не по шкурному рассчету, будучи, по сути, нечестным, неискренним и гнилым анти-Иисусовским элементом всю дорогу, как Искариот. Петя случайно, а Искариот просто выпячил свою истинную суть. И именно поэтому Петя встал после этого достаточно быстро, а Иуда так и не смог преодолеть отчуждение от Бога, вызванное его гнилым путем. И так "сыном погибели" и умер поэтому. Прощает-то Бог, но Он открыл в библейском корпусе правила, по которым прощает, чтобы человек мог на них ориентироваться. И они действительно близки к "евангельскому" варианту по ТС.
И то, и то говно. Потому что гадость этот человек делает не богу, а конкретным людям. И не бог его должен простить, а те, кому он нагадил. Или не простить, это их право.
И православная церковь порой туда же: если мол, каешься, то надо долго и крепко стыдиться, терзаться и сокрушаться о содеянном, надо "всю жизнь каяться" типа (во всяком случае, дня точно мало).
Да ничего подобного. Под "всю жизнь каяться" православная церковь имеет в виду, что человек постоянно совершает грехи, в которых надо каяться. Вот сходил ты, исповедовал грехи, тебе Бог их простил, и все, ты чист и свободен, но разве не сразу же после этого ты начинаешь снова грешить, и поэтому через некоторое время ты снова идешь на исповедь, и снова душу очищаешь. А у евангелистов что, один раз покаялся и чист и свободен до смерти чтоле??
Ни то не близко, ни другое. Добро - это то, что мне хочется, то, что мне нравится, то, что мне зачем-то надо, то, что гармонирует с моим "я", так или иначе. Нейтральное - то, что с этой точки зрения побоку. Зло - то, что вступает в противоречие с тем, что перечислено под пунктом "добро". Ни перед кем я ни в чем не виноват. Виноваты бывают только передо мной, а точнее - ненавистны мне по эгоистическим причинам, к этому понятие "виноват" в моем мире и сводится. Удалось добиться чего-то - имею право, не удалось - те, кто не дали, мудаки. А вот я - не могу быть мудаком в принципе, так как само понятие "мудак (или не мудак)" определеяется как "ведет себя выгодно или не выгодно мне". Так что да, стрелочка не поворачивается. Она показывает от меня, строго и по определению - в том числе и на богов. Если до меня доберется бог, который посадит в ад - значит, этот бог и есть самый главный мегапидарас во все вселенной. Единственный вывод, которого он от меня дождется. И главной несущей идеей для меня тогда станет эта. Вряд ли я буду в аду в этой позиции одинок.
Прежде чем по мордасам стучать, определитесь, к какому христианству вы относитесь. У евангелистов нет церкви, они же с богом на ты, вот и прощение напрямую получают. В католицизме и православии так просто не бывает.
Ну, говорят, что ад - это и есть отсутствие бога. Для религианутых на всю голову страшно, для тех, кто не страдает от отсутствия любви высшего существа, тем более что проявления этой любви не так уж и приятны, - нормально.
для тех, кто не страдает от отсутствия любви высшего существа, тем более что проявления этой любви не так уж и приятны Звучит, как речь глубоко верующей в существование некого существа, на которого можно спихнуть любое жизненное говно.
Потому что гадость этот человек делает не богу, а конкретным людям. В православии именно что богу. Нет никаких конкретных людей, есть святой дух, т.е. бог в верующем, м любой поступок соизмеряется с этим. Совершил зло - предал бога. Вот и все.
Я считаю, что существование могущественных существ - положение недоказуемое и неопровергаемое одновременно. Возможно, такие существа (одно или несколько) существуют, просто мы не можем их обнаружить и вступить с ними в контакт. Возможно, они получают удовольствие от наших страданий. Можно пытаться снискать любовь такого существа в надежде на ништяки или из страха перед ним. А можно отказаться от этой идеи.
Я считаю, что существование могущественных существ - положение недоказуемое и неопровергаемое одновременно. Опять же это речь верующего человека. В христианстве то, что ты пишешь, это один из догматов о природе бога. Скука.
Тоже ни то, ни другое, но по другой причине. На мой взгляд, тут аноны ищут в религии и, в частности, христианской нечто такое, что туда не кладено. Религия имеет тенденцию закладывать в буквальные догмы устаревшие маняпредставления о самых разных науках на свете. Не всегда еслть осознание, что смысл священных писаний - не в буквализме всякого печатного знака изложенного. Хотя, важно знать, что это тоже далеко не абсолютно. В иудаизме такое осознание было всегда, с 3 века нашей эры - широко документировано. Ни у каких ультраортодоксов и сектантов от иудаизма, типа караимов, мы не найдем младоземельного креационизма, библиотек псевдонаучной шизофазии, созданной с соответствующей точки зрения, маразматических кипешей типа "обезьяньих процессов". Но в христианстве, увы, имела и имеет место традиция страшного рабства букве, породившая то, что она породила. Маняпредставления о разных науках как догмы. Что естественных, что таких, как, например, психология - и еще неизвестно, что в наше время хуже. Поиграть в то, что сейчас 7527 год от сотворения мира (через месяц уже Новый год, правда) - не вредно. Но очень и очень вредной может быть вера в совершенно непсихологичные представления о человеке, которые РПЦ сформулировала задлго до всякого Фрейда и тащит до сих пор с собой - хотя они в почти полном, надо сказать, противоречии с научными. Так что если у кого-то существует сама склонность делать что-то не то - РПЦ явно не те, кто помогут на самом деле справиться с проблематичным поведением. Они не копают причины. Вся их "причинология" сводится к "человек от природы плох и склонен к таким-то греховным страстям, все, так или иначе - манифестация этих первичных плохих страстей. Какая же плохая страсть вылезла в этот раз?" Что глупо и явно недостаточно.
Если наличие невидимой кошки в пустом кресле можно проверить, попытавшись ее погладить, то наличие существа, способного по какой-то своей причине повысить или понизить вероятность определенных событий, ты не можешь подтвердить или опровергнуть. Однако, если предположить, что оно существует, станет очевидно, что оно настроено по отношению к нам злонамеренно или безразлично. Потому что мы в сравнении с ним - если оно существует - беспомощны, мы ничего не можем дурного ему сделать.
Если наличие невидимой кошки Анон, это скучно. У христиан было 2 тысячи лет на это (и у евреев до них), догматом о непознаваемости бога никого не удивишь. Нет ничего более жалкого, когда верующий пытается в атеизм, анон. Прекращай.
Нет ничего более жалкого, когда верующий пытается в атеизм, анон. Прекращай. +1, верующие атеистов никогда не поймут, до атеизма можно или самому дойти, или родиться таким. Любые попытки что-либо доказать в обе стороны заведомо бессмысленны.
Лично для меня все религии - это варианты разных философий с психологиями, не более. ТС поднял интересную тему отношения к стыду, и нюансы религий к ней просто описательный инструмент, понятийная база, как и труды философов, например. Давайте не будем переводить это в плоскость извечных боданий веры вз атеизма.
ТС поднял интересную тему отношения к стыду, и нюансы религий к ней просто описательный инструмент, понятийная база, как и труды философов, например.
Анон, дай обниму! Ради одних этих слов стоило завести эту тему. А то, что возражают про "в православии это не так, как ТС описал" - охотно допускаю, что не так в идеале. Но хватает батюшек и мирян, которые фактически транслируют так. А еще - просто светских людей, которые транслируют именно так.
В иудаизме ничего хорошего неевреям нет. Такая же тупая религия, как и ислам.
Кхем. Я сам не принадлежу к этой религии, но кое-что имею право уточнить. Во-первых, скорее уж ислам - плохая ксерокопия иудаизма и христианства вместе взятых. Во-вторых, "ничего хорошего для неевреев" в иудаизме - говорить смешно что с атеистической, что с христианской точки зрения. В христианстве есть вечный ад с весьма широким спектром применения. Иудаизм вечного ада не знает вообще. Напрочь. Чтобы душа отсидела в аду более года, это должен быть конкретный такой злодей, куда хуже любого обычного обывателя - и то не факт. И приход Мессии сулит строительство Будущего Мира, где раз и навсегда все будет классно, в том числе и все воскреснут. Евреи и неевреи. И где тут "неевреям ничего хорошего"? Конечно, кое-кто может оказаться без доли в Будущем Мире. Но нееврею, чтобы гарантировать себе эту долю, достаточно соблюдать те шесть заповедей, что Б-г дал Ною сразу после потопа (неубийства, неблядства, несовершения крайних форм живодерства и еще кое-чего). Еврею тоже довольно трудно ее просрать, если не роскомнадзорнуться (кроме особого случая, известного как Кидуш Ашем) и не совершить несколько других жирных нарушений. Таким образом, в конце концов - абсолютное большиство человечества будет жить бессмертными в классном мире, где все замечательно. Где тут "ничего хорошего неевреям"?
17.08.2020 в 20:20
17.08.2020 в 20:24
Стыд за прошлое не даёт совершать те же косяки в будущем, а нет стыда - нет ни опыта, ни преград.
17.08.2020 в 21:56
Ну вообще-то нет, есть исповедь, на которой ты каешься в конкретных грехах, и тебе они отпускаются (= прощаются). Есть даже такая концепция, что если ты покаялся на исповеди действительно искренне и откровенно, рассказав в подробностях свои грехи, то ты даже физически должен и можешь ощутить заметное облегчение сразу после исповеди.
Если же ты каешься не просто в грехах, а в преступлениях, типа например в убийстве, то священник помимо отпущения грехов также велит тебе пойти и понести наказание в соответствии с государственными законами, то есть искупить свою вину. Но стыдиться и мучиться всю жизнь - этого никто не требует.
Другое дело, что человеческая душа - сама по себе вещь слишком сложная, чтобы легко и просто все забыть и начать по новой. А православие (да и вообще христианство) построено на идее того, что человек в принципе грешен, всегда и постоянно. Поэтому покаявшись в одном, он непременно в ближайшем будущем совершит еще множество всякого другого, чего тоже нужно стыдиться и в чем нужно будет потом каяться. Ну и вообще, христианин постоянно осознает свое несовершенство на пути к далекому идеалу, поэтому стыд за свои косяки, не одни так другие - постоянный его спутник.
17.08.2020 в 22:31
А если тебя расстрелять должны по этим законам? Не самоубийство ли получается тогда - пойти и чистосердечно признаться? А если тебя посадят на десятки лет? Не потому, что это само по себе страшно, а - много ли добрых дел ты наделаешь, если проведешь десятки лет на зоне, где просто ходить в храм - не всегда возможно? И неужели священник верит, что можно провести столько времени среди зэчар и ни капельки не деградировать?
Вообще, человек, имхо, по своей природе на такие вещи - страшный трус. Ему "лишь бы полегче да поприятнее" прямо-таки в биос прошито, как ни возражай против чье-то права на это в том или ином контексте. Поэтому, может и мудры единоверцы ТСа, что дают ему право этим трусом быть. В конце концов, не может же и не должен же христианин не понимать, что человек слаб, да и Бог таким тупым быть не может и не должен.
17.08.2020 в 23:47
18.08.2020 в 00:00
Нет, причем здесь самоубийство. Если должны расстрелять, значит, так тому и быть - это часть искупления. Если посадят на десятки лет - тоже. Смысл покаяния не только в том, чтобы сказать "я виноват", но и принять все последствия своего поступка здесь, на земле. Кроме того, понесение наказания в земной жизни позволит тебе оправдаться перед Богом для жизни после смерти, а она для христианина гораздо важнее жизни земной. То есть, для настоящего христианина гораздо менее страшно должно быть отсидеть десятки лет в тюрьме на земле, чем отправиться в ад после смерти.
И неужели священник верит, что можно провести столько времени среди зэчар и ни капельки не деградировать?
Ну это твой выбор и его последствия, если ты совершил преступление. Причем тут священник, он лишь помогает тебе разобраться с последствиями с религиозной точки зрения, но он не может их для тебя отменить. Не говоря уж о том, что с христианской точки зрения зэчары ничем не хуже любых других людей, а работа над собой и спасение души возможны в любой среде и любых обстоятельствах.
18.08.2020 в 00:12
18.08.2020 в 01:00
18.08.2020 в 01:59
18.08.2020 в 11:15
Да ничего подобного. Под "всю жизнь каяться" православная церковь имеет в виду, что человек постоянно совершает грехи, в которых надо каяться. Вот сходил ты, исповедовал грехи, тебе Бог их простил, и все, ты чист и свободен, но разве не сразу же после этого ты начинаешь снова грешить, и поэтому через некоторое время ты снова идешь на исповедь, и снова душу очищаешь. А у евангелистов что, один раз покаялся и чист и свободен до смерти чтоле??
18.08.2020 в 13:13
18.08.2020 в 13:36
18.08.2020 в 14:11
18.08.2020 в 14:11
18.08.2020 в 14:58
18.08.2020 в 14:59
Нахуя ты богу, если неверующая?
18.08.2020 в 15:00
18.08.2020 в 15:05
Звучит, как речь глубоко верующей в существование некого существа, на которого можно спихнуть любое жизненное говно.
18.08.2020 в 15:08
В православии именно что богу. Нет никаких конкретных людей, есть святой дух, т.е. бог в верующем, м любой поступок соизмеряется с этим. Совершил зло - предал бога. Вот и все.
18.08.2020 в 15:10
18.08.2020 в 15:11
18.08.2020 в 15:13
Опять же это речь верующего человека. В христианстве то, что ты пишешь, это один из догматов о природе бога. Скука.
18.08.2020 в 15:22
18.08.2020 в 15:32
18.08.2020 в 15:33
18.08.2020 в 15:37
18.08.2020 в 15:44
Анон, это скучно. У христиан было 2 тысячи лет на это (и у евреев до них), догматом о непознаваемости бога никого не удивишь.
Нет ничего более жалкого, когда верующий пытается в атеизм, анон. Прекращай.
18.08.2020 в 16:06
+1, верующие атеистов никогда не поймут, до атеизма можно или самому дойти, или родиться таким.
Любые попытки что-либо доказать в обе стороны заведомо бессмысленны.
Лично для меня все религии - это варианты разных философий с психологиями, не более.
ТС поднял интересную тему отношения к стыду, и нюансы религий к ней просто описательный инструмент, понятийная база, как и труды философов, например.
Давайте не будем переводить это в плоскость извечных боданий веры вз атеизма.
анон в 2020-08-17 в 20:24. атеист.
18.08.2020 в 16:41
Анон, дай обниму! Ради одних этих слов стоило завести эту тему. А то, что возражают про "в православии это не так, как ТС описал" - охотно допускаю, что не так в идеале. Но хватает батюшек и мирян, которые фактически транслируют так. А еще - просто светских людей, которые транслируют именно так.
ТС
18.08.2020 в 17:52
Кхем. Я сам не принадлежу к этой религии, но кое-что имею право уточнить. Во-первых, скорее уж ислам - плохая ксерокопия иудаизма и христианства вместе взятых. Во-вторых, "ничего хорошего для неевреев" в иудаизме - говорить смешно что с атеистической, что с христианской точки зрения. В христианстве есть вечный ад с весьма широким спектром применения. Иудаизм вечного ада не знает вообще. Напрочь. Чтобы душа отсидела в аду более года, это должен быть конкретный такой злодей, куда хуже любого обычного обывателя - и то не факт. И приход Мессии сулит строительство Будущего Мира, где раз и навсегда все будет классно, в том числе и все воскреснут. Евреи и неевреи. И где тут "неевреям ничего хорошего"? Конечно, кое-кто может оказаться без доли в Будущем Мире. Но нееврею, чтобы гарантировать себе эту долю, достаточно соблюдать те шесть заповедей, что Б-г дал Ною сразу после потопа (неубийства, неблядства, несовершения крайних форм живодерства и еще кое-чего). Еврею тоже довольно трудно ее просрать, если не роскомнадзорнуться (кроме особого случая, известного как Кидуш Ашем) и не совершить несколько других жирных нарушений. Таким образом, в конце концов - абсолютное большиство человечества будет жить бессмертными в классном мире, где все замечательно. Где тут "ничего хорошего неевреям"?